Седмица 30-я по Пятидесятнице. Ожидание праздника Рождества Христова.

Провожаем праздник Рождества Христова. Богослужение в храме такое же как и в сам день Рождества Христова, но без входа и паремий, на Утреня без полиелея и антифонов, в конце поются стихиры на хвалитех и великое славословие.

Расставаясь с праздником Рождества в этом году, мы не прощаемся с Рождеством Господа в течение нашей жизни. Хотелось бы остановить внимание на символическом отображении Рождества Христова в главном богослужении человека Божественной литургии.

Символика богослужения связана не только со Страданиями, Смертью, Воскресением, но и с Рождеством. Литургия состоит из 3-х частей: проскомидия, литургия оглашенных и литургия верных. Именно в первой части, проскомидии, согласно иерусалимскому типикону, «приготовлением Святого Хлеба и изъятие Агнца знаменуют рождение Богомладенца Христа;  жертвенник — символ вертепа; дискос изображает ясли, в которые Он был положен. Звездица символизирует Вифлеемскую звезду, приведшую волхвов для поклонения Новорожденному, а покровцы — те пелены, которыми Он был повит Своей Пречистой Девой-Матерью. Чаша, кадило и фимиам — символы тех даров, что принесли в Вифлеем персидстии царие, от светлых звезды водими. Молитвы и славословия, совершаемые на проскомидии священником и диаконом, напоминают о поклонении и славословии вифлеемских пастырей и волхвов Воплотившемуся Сыну Божию.

В толковании Литургии, составленном в начале XV в. Симеоном, архиепископом Солунским, читаем:

«Дискос образует небо, почему и бывает круглый: он подъемлет Владыку неба. А так называемая звездица означает и вообще звезды, и в особенности — звезду, бывшую при Рождестве Христовом… Предложение (жертвенник} представляет собой образ и пещеры, и яслей. Покадив сначала, в честь Спасителя, звездицу, священник полагает ее над хлебом, говоря: И приведши звезда, ста верху, идеже бе Отроча, — в символах изображая то, что совершалось при Рождестве Спасителя: поелику предложение, как сказали мы, изображает и пещеру, и ясли. Потом, взяв покров дискоса, который вместе с другими покровами знаменует пелены, говорит слова псалма, изображающие вочеловечение Слова: Господь воцарися, в лепоту облечеся… Здесь явно изображается как бы в сокращении все таинство: ибо Христос, предреченный, как агнец, пришел с небес и был плотию в вертепе и яслях, и в то же время, при самом рождении, предизобразил события страдания. Так, остановившаяся над Ним звезда указывала Его волхвам, а Ирод начал гонение…».»  Более подробно о тех дарах, которые получило человечество благодаря пришествию в мир Спасителя можно прочитать здесь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *