Сегодня продолжаем славить Рождество Христово. «Христос рождается-слависте». В этот день Святая Церковь предлагает нам вспомнить события связанные со Христом младенцем (Мф., 4 зач., II, 13–23), а именно бегство в Египет, избиение младенцев, возвращение и поселение в Назарете. Враг рода человеческого теряет контроль над ситуацией, думая что воплотившегося Господа можно уничтожить с лица земли. Следует череда жестоких и безжалостных убийств беззащитных младенцев. Что было для ветхозаветного человека убийство его первенца? Во-первых, чисто человеческий фактор-они родители и это разрывало их сердце. Во-вторых, каждая ветхозаветная семья ждала, по гпророчеству, рождение Мессии, который должен быть из Вифлиема. Но Господь, по Своей Любви, не желал гибели все человечества и сделал все возможное, чтобы человек получил обещанное.
Также мы продолжаем вспоминать ближайших участников события Рождества Христова:
Правв. Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня.
И святых дня:
Свт. Макария, митр. Московского (1563). Мц. Анисии (285-305). Сщмч. Зотика пресвитера, сиропитателя (IV).
Ап. от 70-ти Тимона (I). Мч. Филетера Никомидийского (311). Прп. Феодоры Кесарийской (VIII).Прп. Феодоры Цареградской (940).
Мц. Марии Даниловой (1946).
МДА
«После ухода волхвов Ангел Господень во сне явился Иосифу и пове-лел ему, взяв
Младенца и Матерь Его, бежать в Египет, «ибо Ирод хочет ис-кать Младенца, чтобы
погубить Его».
Египет был Римской провинцией. Здесь проживало множество иудеев, которые имели
свои синагоги. Египет был удобнейшим убежищем для Свя-того Семейства еще и
потому, что власть Ирода здесь не имела силы. Испол-няя повеление Ангела, Иосиф
и Дева Мария оставались в Египте до смерти Ирода.
Исполнилось пророчество Осии: «Из Египта вызвал Я Сына Моего» (11, 1). Исход
еврейского народа из Египта был тем ветхозаветным событи-ем, которое, по слову
святителя Иоанна Златоуста, имело прообразователь-ное значение, относящееся к
жизни и учению Христа.
Не дождавшись возвращения волхвов в Иерусалим, оскорбленный и разгневанный Ирод
издал жесткий указ избить в Вифлееме и его окрестно-стях всех младенцев от двух
лет и ниже, в расчете, что в их числе окажется и Младенец Христос. Выведав от
волхвов, что звезда явилась им около года назад, он решил, что Младенец, если и
старше года, но моложе двух лет.
По преданию, было убито 14 000 младенцев. Память их мученической кончины святая
Церковь празднует ежегодно 29 декабря. По свидетельству иудейского историка
Иосифа Флавия, жестокость и подозрительность Ирода не имела предела; лишь из
подозрения он велел умертвить свою любимую жену и трех своих сыновей.
Потрясенный такой жестокостью, Август сказал: «У Ирода лучше быть животным, чем
сыном».
Святой Евангелист видит в этом избиении младенцев исполнение пророчества
Иеремии: «Глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль вели-кий…» (31, 15).
Пророк рисует бедствия и скорбь евреев, которых ожидал тяжкий Вавилонский плен.
Собранные предварительно в Раме, небольшом городке колена Вениаминова на севере
от Иерусалима, они прощались со всем, что было им дорого. Пророк Иеремия,
описывая это событие, вспоми-нает о плаче Рахили о чадах своих, как бы ведомых
на смерть.
Прошли годы, и лишь после смерти Ирода Ангел Господень во сне явился Иосифу и
повелел ему возвратиться в Палестину. Первоначально Ио-сиф хотел поселиться в
Вифлееме, где должен был воспитываться Сын Дави-дов Мессия Христос. Когда же он
услышал, что в Иудее воцарился Архе-лай, который не уступал в жестокости своему
отцу, «убоялся туда идти» и, получив во сне новое откровение, направился в
пределы Галилейские. Он по-селился в городе Назарете, где жил до бегства в
Египет, занимаясь ремеслом плотника. Евангелист усматривает в этом исполнение
ещё одного пророчест-ва о Мессии: «Что Он Назореем наречется». Предполагают, что
это пророче-ство находилось в книге, потерянной евреями. Другие усматривают в
нем свидетельство о земной жизни Спасителя, происходить из Назарета значи-ло
быть призираемым, униженным, отверженным. Это был акт Его добро-вольного
самоуничижения за грехи людей.» Архимандрит Марк ( Петровцы)